Понедельник, 28.07.2014, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Блог наших учителей

Главная » 2013 » Февраль » 26 » Способы организации учебной деятельности на уроках биологии
12:33
Способы организации учебной деятельности на уроках биологии

ДОКЛАД

«Способы организации учебной деятельности на уроках биологии в условиях межвозрастного взаимодействия  учащихся»

учителя биологии 1 категории Пишта Ольги Владимировны.

 

При переходе школы на экспериментальную деятельность по теме: «Организация разновозрастного обучения в условиях сельской малочисленной школы» я, как и многие наши учителя, столкнулась с главным для меня вопросом: как организовать обучение в РВУГ. Преподавание методом погружения предусматривает, что дети ежедневно, кроме среды, изучают биологию в течение всей недели, при этом проходит три погружения в год. В день 4 урока биологии с одним или двумя разгрузочными уроками. В таком режиме работы необходимо обеспечить комфортное пребывание детей в школе.

Из опыта работы мне известно, что тот, кто учится самостоятельно, хорошо умеет работать с учебником и дополнительной литературой, тот лучше овладевает знаниями.

Жизнь человека невозможно представить без общения. Задача любой современной школы — это не просто передача новой или старой информации. Школа должна давать возможность ученикам научиться жизни, добиваться социальной успешности. Каким же образом в школе может протекать про­цесс общения между детьми младшими и старшими? Как совре­менные учителя могут повлиять на станов­ление взаимоотношений между учениками и возможно ли улучшить эти взаимоотно­шения? Современный уровень школьного образования всё чаще заставляет задуматься над выбором форм и методов обучения: образовательный процесс должен осуществляться в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся между собой и с учителем, т.е. это обучение в сотрудничестве.

Сотрудничество же в учебном процессе представляет собой разветвлённую

        сеть взаимодействия по следующим линиям: учитель – ученик; ученик – ученик; общегрупповое взаимодействие учеников.

В своей работе я использую коллективные способы обучения детей и групповые формы работы и стремлюсь к высшей форме организации межвозрастного взаимодействия детей в группе - сотрудничеству.

Наиболее приемлимой для РВУГ 8-10 кл. я считаю кооперативно – групповую работу. Класс делится на малые группы. Наиболее удобной является группа 4-5 человек. Каждая группа получает задание, при этом командир распределяет задание между членами группы и каждый готовит свою часть. Затем командир выслушивает готовность каждого, и готовят защиту своего выступления. Выступление может быть подготовлено в различной форме: презентации, поэтапное выступление каждого, опорный конспект или схема, а все учащиеся класса фиксируют их выступление в своей тетради. Примером может служить изучение темы: «Кровь».

1 группа получает задание «Строение и значение плазмы крови»

2 группа «Строение и значение эритроцитов»

3 группа «Строение и значение лейкоцитов»

4 группа «Строение и значение тромбоцитов»

Публичное выступление представляет собой представление своей работы – это рисунок и рассказ членов группы, а итогом работы – заполненная таблица:

 

Строение крови.

 

Название

элементов

крови

Строение и состав

Количество в 1 мм3

Место образования

Время жизни

Функции

Плазма

 

 

 

 

 

Эритроциты

 

 

 

 

 

Лейкоциты

 

 

 

 

 

тромбоциты

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-групповая  работа.

 

При индивидуально-групповом варианте работы учащиеся разбиваются на разновозрастные группы по 3-5 человек.

Каждая группа получает задание и готовит его каждый член группы, при этом делает краткие выкладки в тетрадь. Командир группы (скорее всего старшеклассник) контролирует уровень готовности каждого члена группы. Затем каждый член группы уходит в другую группу и проводит обучение в ней всех членов группы. Недостатком этой работы является то, что 1 ученик работает с 3-4 учениками, и кто-то может отвлекаться и не слушать, а положительным - экономия времени на подготовку темы.     Например, при изучении темы: «Многообразие Членистоногих» каждая группа готовит рассказ об особенностях строения и образа жизни различных представителей членистоногих: класса ракообразные, паукообразные, насекомые. Подобная работа не требует презентации работы группы. Итогом такой работы может быть контроль знаний, который может быть проведен в различной форме: теста, диктанта, кроссворда и т.д.

     КСО основан на педагогике сотрудничества: содружество по линии учитель-ученик, ученик-ученик. Учебный процесс организован так, что каждый ученик активно задействован в процессе урока и вольным слушателем практически не бывает. В основу этой педтехнологии положена работа учащихся в парах постоянного и сменного состава. В результате такой деятельности ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу у них вырабатываются навыки совместной работы.

1 погружение 5-7 кл. предусматривает изучение темы «Строение и свойства живых организмов» и уч-ся изучается строение растительной и животной клетки, которое организую в статических парах. Каждая пара получает карточку с рисунком клетки, в котором необходимо подписать органоиды клетки, а затем и функции этих органоидов. Затем организуют взаимообучение. Строение растительной и животной клетки. При этом обмениваются карточками и тот который изучал растительную клетку, изучает животную и наоборот. Затем по вопросам контролируют усвоение материала.

Работа в парах сменного состава идет по методу взаимопередачи тем. Такую работу я хочу показать на изучении темы «Многообразие споровых растений». Каждая группа получает карточку –  задание.

1 А. Строение и особенности жизнедеятельности Моховидных.

 

Прочитай и рассмотри  учебник 7 кл.  Отдел Моховидные

Сделай рисунок мха кукушкин лен. Обозначь органы растения. Часть растения спорофит и гаметофит.

Определи и запиши среду обитания.

Сделай рисунок и конспект по особенностям размножения мха.

Поработай в паре сменного состава по данному вопросу.

Запиши партнеру в тетрадь тему, сделай рисунок и подпиши его. Отметь особенности размножения мхов.

Выслушай партнера.

В конце работы в твоей тетради должно быть 4 конспекта.

Такая работа продолжается до тех  пор, пока в тетради каждого учащегося появится запись всех заданий. Но далее предложить лучше рассказывать карточку 2 Б, для лучшего усвоения материала.

  Таких карточек заготовлено 4 комплекта по 4 штуки на каждого..

Другой вид работы – это диктант.

Диктанты друг для друга могут заготовить дома в качестве домашнего задания, или готовятся учителем. Вот несколько примеров  диктантов.

  • Ученик под диктовку записывает термины, а затем устно объясняет их смысловое значение.
  • Записать органы пищеварительной системы, найти их на препарате или рисунке.
  • Из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют строение данного организма

 

2.Другой ученик, (т. е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3.Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и не заглядывая в карточку проверяет написанный им диктант.

4.Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.

5.Допустивший ошибки, под контролем диктовавшего ученика, делает устный разбор ошибок.

6.Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7.Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи:     «проверял Петров, проверял Сидоров».

Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал, т. е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.

Для того чтобы учебная работа в группах была эффективной, надо анализировать свои действия, отмечая продвижение, выявлять затруднения и неудачи, искать способы совершенствовать деятельность группы в целом и каждого из её членов. Этой цели служит процедура рефлексии учебной работы.

Групповая рефлексия – организованный и сознательно направляемый процесс, при котором члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать групповые отношения. При этом члены группы должны понять, какие из действий группы и её участников наиболее эффективны, а какие неудачны, принять решение о том, какие из этих действий впоследствии активно использовать в будущей работе, какие усовершенствовать, как вырабатывать навыки совместной работы всех членов группы. Одно из самых главных условий успешного проведения рефлексии  - доброжелательность, чего очень трудно достичь в одновозрастной группе. В РВГ это удается за счет того, что старшие ребята великодушны к младшим и в некоторой степени и снисходительны, они же их учат, а младшие всего лишь учатся и критику старших воспринимают легко, с позиций - какой наш возраст еще все можно исправить и всему можно научиться. Как правило, рефлексию провожу, используя ключевые слова « Я сегодня узнал ...», «Я сегодня научил...», «Я почувствовал…» при этом все члены группы встают и берутся за руки, образуя круг и при разговоре, смотрят друг другу в глаза. Поставленные в такую ситуацию, учащиеся высказываются  доброжелательно, конструктивно, хотя могут и критиковать, но без упрёков и зла.

Оценивание групповой и парной работы. Большой ошибкой педагогов, я считаю, это выставление оценок за работу в группе, ребята высказывают оценочное суждение, но не выставляют оценку. Итогом работы в группе может служить оценка деятельности ребенка при групповой работе, выставленная в дневник. Ведь итоговую оценку за знания ученик получит при сдаче зачета в конце погружения, или в конце изучения темы.

 

Категория: Блог Пишта Ольги Владимировны | Просмотров: 635 | Добавил: nevon2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Погода
GISMETEO: Погода по г.Усть-Илимск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Полезные сайты